
Про гениев часто говорят: опередил время. Но в случае с теоретиком русского авангарда Владимиром Татлиным это точно не красивые слова. Художник совершил сразу несколько открытий в масштабе мировой истории искусств. Повлиял не на одно поколение художников, архитекторов и дизайнеров. А еще придумал форму работы с материалом и тот предметный мир, в котором мы живем до сих пор. Больших ретроспектив, способных объять весь масштаб его личности, не делали с 1993 года. Кураторы Центра «Зотов» Полина Стрельцова и Наталья Стрижкова решили это исправить.

Как Татлин совершил революцию в искусстве

«Я надеюсь, что зрители будут впечатлены разносторонностью этого художника. Он был обаятельным и харизматичным человеком, хотя и со сложным характером. Татлин любил быть в центре внимания и пытался найти собственный путь в искусстве, потому и стал в 10-е годы XX века лидером авангарда наравне с Малевичем. Его ключевые произведения, контррельефы, связаны с интересной страницей в его биографии — поездкой в качестве „слепца“-бандуриста в 1914 году в Париж на кустарную выставку для заработка. Он хотел встретиться с Пикассо и исполнить свою мечту. Оттуда он вернулся с „контррельефами в голове“ и совершил революцию в искусстве мирового масштаба».

Вскоре революция случилась уже в стране, и Татлин возглавил московское отделение Наркомпроса по изобразительному искусству. По словам Полины Стрельцовой, в 1919–1920 годах он работал над памятником III Интернационалу — той самой знаменитой Башней Татлина, ставшей символом авангарда и самым тиражируемым образцом конструктивизма.
Через несколько лет художник заинтересовался идеей жизнестроения, пытался придумать новые формы для быта людей в Советской стране и стал пионером промышленного дизайна.
Именно на этом невероятном произведении — «Летатлине» — и закончилась история авангарда. По сути, это была яркая завершающая вспышка, 1932 год — год, в котором было издано «Постановление о перестройке литературно-художественных организаций» и началось торжество формализма.

С 1930-х годов Татлина практически исключили из профессии. Он вернулся к живописи, экспериментировал, интересовался техникой старых мастеров и работал в театре. Несмотря на триумф соцреализма, он продолжал уделять большое внимание материалам, пытаясь найти пластический образ драматургии. Из-за этого Татлин часто не находил общего языка с режиссерами и всегда оформлял постановки в разных театрах. «Мы с коллегами обсуждали, что было бы здорово снять фильм про Татлина, но он был бы не только про искусство и такой остросюжетный», — смеется Полина Стрельцова.
Что случилось с наследием Татлина
Собрать творчество художника в одном месте — сложная задача. Во-первых, многие его работы, особенно 1920-х и 1930-х годов, не сохранились. Художник собирал контррельефы из кусков дерева, металла, стекла, картона, веревок, ткани — все недолговечные материалы. Они быстро стареют и плохо хранятся. Даже если странные для своего времени объемные композиции и попадали в музей, то часто они хранились не должным образом. Из-за экспериментальности работ их часто не воспринимали как искусство.

Оригинальные модели башен, которые Татлин показывал на выставках 1920-х годов, утрачены. Деревянно-металлические конструкции высотой под 5 метров было сложно хранить и транспортировать. По сохранившимся фотографиям в 1986–1993 годах команда «Культура материалов» создала самую точную на данный момент реконструкцию — именно она стала частью коллекции Центра «Зотов» и украсила экспозицию, вернувшись с гастролей в Русском музее.
В основном произведения Татлина сосредоточены в трех культурных институциях и одном архиве. Ранний авангард — в Третьяковке и Русском музее, театральные работы — в Бахрушинском музее, фотографии, архивы и поздняя живопись — в Российском архиве литературы и искусств. «Нужно было, чтобы каждая институция согласилась участвовать, — объясняет Полина Стрельцова, — иначе был бы большой риск, что какой-то важный этап творчества художника будет пропущен. И это были довольно длительные переговоры. Больше года мы делали выставку».

Какой получилась экспозиция в центре «Зотов»
По словам кураторов, раздел, посвященный поздней живописи Татлина, станет открытием не только для широкой публики, но даже для специалистов, потому что мало кто в принципе знаком с этим искусством.
Но одна из самых интересных глав в творчестве Татлина — его увлечение производственным дизайном. По сути, еще в начале XX века он начал придумывать формы предметов, которые нас окружают и сегодня. К сожалению, сто лет назад многие его идеи были не поняты. Куратор Полина Стрельцова рассказывает, что Татлин ходил на машиностроительные заводы и в тресты, где производилась одежда, и предлагал услуги художника. Но люди не осознавали, чего он хочет, предлагали пойти к чертежникам и научить их красиво чертить. На деле он предвосхитил дизайн и современную работу синтетического мастера, который понимает, как конструируются предметы, и пытается придумать адекватную художественную форму, исходя из задач и возможностей производства. Татлин придумал концепцию «культуры материалов», то есть художественных исследований свойств дерева, стекла, металла. Он учился у природы и пытался найти такие формы, которые были бы органичны человеку.

Например, в 1920-е Татлин разработал минималистичный чайный сервиз. Сохранились эскизы и чертежи комплекта, поэтому его смогли реконструировать для выставки — смотрится очень современно. Авангардист также сконструировал экономичную печь, специально рассчитанную под бытовые задачи своего времени. Она легко встраивалась в маленькие помещения, а еще расходовала совсем немного топлива.
Татлин предлагал создать универсальный гардероб для человека новой эпохи —практичный, экономичный и функциональный. Художник называл эту новую одежду «нормаль».


«Меня поразил силуэт, похожий на современный оверсайз. Это такая прорезиненная всесезонная парка, к которой пристегивается изнутри меховая подкладка. Предполагалось, что отдельные части можно будет заменять. Например, протерся у тебя локоть — можно купить деталь и подшить. Это очень современные идеи. Даже не конец XX века, а уже XXI век, когда встают задачи экологичного потребления и экономии ресурсов».
Масштаб задач, которые перед собой ставил художник, и диапазон его интересов действительно поражают. Помимо прочего, Татлин был артистичным и музыкальным: играл на бандуре, обожал стихи Хлебникова и Маяковского. По воспоминаниям его знакомых, все мечтали попасть на вечер, где Татлин бы музицировал и читал стихи. Эту грань художника на выставке отразили с помощью особого музыкального сопровождения.
Всего в экспозиции семь разделов, каждый связан с новым этапом жизни Татлина и художественным изобретением, которое было своеобразным итогом этого периода. К разделам подобрана своя музыкальная тема, а также озвучены воспоминания о художнике. Читают их сами сотрудники Центра «Зотов». Заговорит с посетителями и сам Татлин. За его голос отвечал архитектор экспозиции Юрий Аввакумов.
