«Все твое уродство, злоба на нормальных людей отразится на нашей семье в нашей прекрасной картине!!!» — это сообщение в 2019 году получила художница Наталья Соловьева и опубликовала его в своем инстаграме*. Новость разлетелась повсюду, от блога Ильи Варламова** до газеты «Жизнь». Люди жалели хрупкую молодую женщину, якобы потерявшую глаз из-за проблем со здоровьем. Но, по утверждению журналистки Ксении Морозовой, вся эта история была выдуманной: Наталья годами обманывала — и продолжает обманывать — людей, попавшихся на одну из ее легенд.
Этот текст основан на двухсерийном расследовании подкаста Ксении Морозовой «История обмана». По ее словам, в основе материала — интервью с десятками пострадавших, сотни скриншотов переписок и публикаций, а также материалы дел из полиции Ленинградской области и документы допроса Соловьевой в Калининграде. Пострадавших настолько много, что Морозова признается: «Надо делать целый подкаст имени Натальи Соловьевой, чтобы вместить всех, кто от нее пострадал». Она рассказывает, что уверена в каждом слове, произнесенном в подкасте: «Там, где я не могла подтвердить информацию двумя источниками, я ее не брала».
Кто такая Наталья Соловьева




Наталья Соловьева — художница из Томской области, рисовавшая ярко-синих китов, космических львов и светящихся единорогов. У нее были десятки тысяч подписчиков в инстаграме* и репутация вдохновляющей женщины, которая не сдается перед ударами судьбы. В числе этих ударов Наталья называла потерю глаза, онкологические заболевания, отравление цинком из-за красок, микроинсульты, рассеянный склероз, чудовищный опыт пребывания в детском доме и насилие в приемной семье.
Как утверждается в подкасте, все это было выдумано. На допросе в 2021 году Соловьева сама признала, что ни онкологических заболеваний, ни потери глаза у нее никогда не было. Сотрудница детского дома рассказывала, что Наталья в нем вообще не жила: от нее отказались родители, ненадолго устроили в детское отделение больницы, а оттуда быстро забрали в приемную семью, где, по словам сотрудницы, у нее было все, что она хотела. Одноклассники тоже были в недоумении от историй про ужасное детство: они помнили обычную спокойную девочку.
Легенда о финансовых сложностях тоже оказалась ложью. Когда пострадавшие выяснили реальный адрес Соловьевых, то обнаружили, что семья живет в большом доме в элитном коттеджном поселке, аренда которого, по словам Григория, стоит около 120 тыс. рублей в месяц. У них были личные помощники, которые гуляли с собаками и привозили продукты из «Азбуки вкуса».
Как Соловьева обманывала людей
Наталья Соловьева не просто брала у людей деньги и не возвращала — это была сложная схема мошенничества.
Вход через жалость
Публичные рассказы о болезнях приводили к публикациям в СМИ: в блогах, газетах, на ТВ. Как часто бывает с новостями, взятыми из соцсетей, эти истории не проходили глубокого фактчека и поэтому служили косвенными подтверждениями реальности выдумок Натальи.
Соловьева специально продавала или даже бесплатно присылала свои картины блогерам. Те публиковали их на своих страницах, оттуда приходили обычные люди без аудитории — их уже можно было обманывать. Истории про ужасы детского дома, например, были рассказаны в блоге Вики Дмитриевой более чем с миллионом подписчиков.
Мимикрия
Получая любую личную информацию о собеседниках, Наталья сразу начинала ее использовать. Как описывает один из пострадавших, Григорий, «она мимикрирует под вашего хорошего друга очень быстро. Если ты скажешь, что тебе нравятся какие-то фильмы, человек моментально подхватит эту тему, скажет, что тоже их большой фанат, что тоже обожает эти фильмы». Она осыпала людей комплиментами и любовью, создавала ощущение, что это она оказывает поддержку тем, кого на самом деле обманывала.
Эскалация
По словам потерпевших, Наталья начинала с того, что занимала относительно небольшие суммы — 10–12 тыс. рублей — и возвращала с процентами, создавая доверие. Скриншоты таких возвратов она потом могла использовать как доказательство своей надежности для других людей. Затем суммы росли — и уже их Соловьева не возвращала, ссылаясь на множество причин.
Эмоциональное давление
Когда обманутый человек начинал что-то подозревать, Соловьева начинала действовать жестче. Начинались звонки в слезах, рыдания в трубку с рассказами о том, что прямо сейчас, через десять минут, операция, а денег не хватает. «Ты в ужасе, — вспоминает Григорий. — Ну не может же человек такими вещами шутить». Кира, другая пострадавшая, описывает: «Она мне прямо звонит по телефону, ревет в трубку о том, что не хотела подставлять, не хотела рассказывать, чтобы я, как молодая мать, не потеряла молоко».
Поводы не возвращать деньги
Каждый раз, когда жертва спрашивала о долге, случалась новая «беда»: умер родственник (одного только свекра Наталья похоронила четыре раза), заболел ребенок, на глазах сбили двенадцатилетнюю девочку, и она не может отделаться от шока. Спрашивать про деньги становилось неловко и стыдно. «Ты чувствуешь себя последним негодяем, который бедную, несчастную девушку зачем-то третирует», — говорит Григорий. А если жертва все-таки настаивала, по словам пострадавших, Наталья подделывала скриншоты переводов и печать СДЭК, присылала фальшивые трек-номера.
Кого обманула Наталья


Григорий, юрист и бывший волонтер фонда «Подари жизнь», познакомился с Соловьевой в 2019 году, когда завирусился пост Натальи с оскорбительным комментарием в ее сторону. Он написал слова поддержки, предложил юридическую помощь — и стал помогать с медицинскими расходами. Он начал с 10 тыс. рублей (это единственный перевод, который он получил назад), потом было еще несколько переводов на общую сумму более полумиллиона рублей. Поняв, что стал жертвой обмана, Григорий на полгода практически выпал из жизни: не мог общаться с людьми, никому не доверял, у него были явные симптомы депрессии.
Кира познакомилась с Соловьевой, увидела в ней родственную душу: она тоже любит рисовать, у обеих маленькие дети. Кира стала не просто жертвой, а бесплатной помощницей: рассказывала о Наталье друзьям и блогерам, искала клиентов, защищала ее перед кредиторами. Одной из особенно настойчивых кредиторок Кира отправила собственные 50 тыс. рублей.
Дарья, одноклассница Натальи, была шокирована историями в инстаграме*: она не помнила ничего подобного тому, о чем рассказывала Соловьева. Когда Наталья переехала в Петербург, женщины возобновили общение. Дарья перевела Наталье 72 тыс. рублей — деньги, которые были отложены на ремонт квартиры.
Анна — женщина, которая действительно потеряла глаз и ведет блог @akula_sovetnik. Ей Соловьева написала первой, представившись как коллега по несчастью, — и фактически украла ее историю. Анна рассказывает, что долго искала ролевую модель — молодую женщину, живущую полноценной жизнью после потери глаза, — и поверила, что нашла ее в Наталье. Та даже начала имитировать опечатки в сообщениях — как будто плохо видит, — подсмотрев эту особенность в сообщениях собеседницы. Анна отдала Наталье 20 тыс. рублей как «инвестицию», а когда та не возвращала деньги, продолжала помогать ей консультациями. Сейчас она относится к ситуации спокойно и даже философски: «До момента, как я узнала, что она мошенница, я уже нашла опору в себе, — говорит Анна. — Я сама стала тем человеком, которого искала».
Только по одному делу, доведенному до полиции Ленинградской области в 2021 году, суммарные долги Натальи перед физическими лицами составили 2 млн 720 тыс. рублей.
Что сейчас делает Соловьева
Когда пострадавших стало слишком много и они начали кооперироваться для выведения Соловьевой на чистую воду, она сменила имя на Весталину Леонтьеву и покинула Россию. Как ей это удалось с учетом долгов и десятками заявлений в полицию — неизвестно (в распоряжении редакции есть информация о заявлениях, по результатам некоторых из них были возбуждены дела).
В мае 2022 года Наталья сообщила одной из собеседниц, у которой как раз умерла мать, что ее муж Александр совершил попытку суицида и лежит в коме. Вскоре его сняли на видео в Батуми: он шел по солнечному городу за руку с сыном, а чуть позади шагала Наталья, глядя в телефон.
В последние годы появилось много свидетельств о деятельности Соловьевой за пределами России: теперь ее целями стали эмигранты. В Ереване Соловьева внедрилась в иммиграционную компанию «Альбатрос», переманивая их клиентов и обещая им помощь с визами и ВНЖ. Василий Романенко, которому Наталья действительно помогла оформить ВНЖ, отдал ей 127 тыс. рублей в качестве «инвестиции в игровую студию». Другой мужчина заплатил за визу в Германию, которую никто и не собирался оформлять, — когда он позвонил в посольство, там сказали, что впервые о нем слышат. Галина и Дмитрий Киреевы, помогающие людям с переездом в Италию, лишились 260 тыс. рублей: деньги занимались на «похороны деда» (того самого, который умирал уже в четвертый раз). К легендам о проблемах со здоровьем добавились истории о политическом преследовании, ни одну из которых не удалось подтвердить. При этом Соловьева никогда не появлялась «с улицы»: выполнив обязательства перед первым человеком, через его искренние рекомендации она выходила на следующих.
К 2025 году Соловьева открыла агентство Purr Evil: в нем около семидесяти художниц рисовали карты Таро, платили за «менторство» от 200 до 800 евро и не получали обещанных гонораров. В ответ на вопросы девушек Наталья ссылалась на задержки от издательств. Когда вопросов становилось слишком много, чат замолкал, а за вступление в новый нужно было заплатить заново. Общая сумма долгов Соловьевой неизвестна, но речь идет о миллионах рублей и десятках тысяч евро. В соглашениях, которые заключали художницы, Соловьева указывала агентку по имени Наталья Солнцева — Ксения Морозова предполагает, что фамилию она могла позаимствовать у одной из женщин, пострадавших от ее действий в 2020 году.
На вопрос о том, кто попадает в зону риска, по мнению Морозовой, однозначного ответа нет. Когда Соловьева собирала деньги «на лечение», ее аудиторией становились люди с опытом благотворительности и волонтерства, которым тяжело пройти мимо чужой беды. «Я такими людьми обычно восхищаюсь, но для таких мошенниц они оказались уязвимы», — говорит журналистка. Схема с ВНЖ и документами охватывала уже совсем другую аудиторию — растерянных эмигрантов, которым просто нужна была помощь с бюрократическими процедурами.
Журналистка признается, что и сама могла бы стать пострадавшей: «Я общалась с пострадавшими много недель. Это умные, прекрасные, добрые люди. Я точно не думаю, что я умнее их. Просто мне повезло: я с ней не столкнулась».
Что теперь



При работе над подкастом Морозова пыталась взять комментарий у самой Соловьевой. Та в ответ прислала длинный, заранее подготовленный ответ, в котором угрожала судом и говорила, что в отношении нее не существует и никогда не существовало вступивших в законную силу судебных решений (это правда). Сразу после этого Наталья удалила свой аккаунт в телеграме, а вскоре использовала готовящийся подкаст как еще один повод не выплачивать обещанные деньги художницам агентства Purr Evil. В распоряжении Морозовой оказалось голосовое сообщение Соловьевой: «Мне написала сейчас на личный аккаунт девка, которая сказала, что типа она тоже будет пушить про меня информацию, <…> а это значит, что они читают все мои социальные сети. Я поговорила опять с адвокатом, и он сказал, что завтра поменяем аккаунт, <…> но проблема в том, что мы реально ждем оплаты, и это может все занять около недели».
«Афиша Daily» связалась с Натальей Соловьевой с просьбой прокомментировать расследование Морозовой; к моменту публикации материала она не ответила на запрос.
Когда художницы Purr Evil вышли на связь с журналисткой сразу после ее разговора с Соловьевой, первой реакцией Ксении была параноидальная настороженность: слишком невероятным казалось совпадение. «Я подумала: она подослала их, чтобы затянуть расследование или вбросить недостоверные факты и дискредитировать его», — признается Морозова. Но художницы начали пересылать аудиосообщения Соловьевой из личной переписки, потом состоялся сначала коллективный звонок, затем отдельные разговоры. Теперь девушки разоблачают Наталью параллельным фронтом: публикуют собственные материалы в соцсетях и распространяют подкаст Морозовой как предысторию к своей истории. Теперь они создают собственное агентство Murmuar. Тайминг был, по словам Морозовой, «абсолютно удивительным и невероятным» — но оказался счастливым совпадением.
Люди, пострадавшие от действий Натальи Соловьевой в разные годы перезнакомились, подружились, многие из них поддерживают отношения до сих пор. «Говорят, что после тридцати тяжело заводить друзей, — иронизирует Григорий. — На самом деле не так тяжело, если ты стал жертвой мошенника. Не знаю, можно ли было это организовать без ущерба для кошелька и психического здоровья. Но я стараюсь находить хорошие вещи в случившемся, и это действительно огромный бонус».
В своем подкасте Ксения Морозова рассказывает истории разных людей, которые обманывали других и становились жертвами обмана, а в первом эпизоде рассказывает, как сама пострадала от лжи девушки, писавшей выдуманные репортажи под псевдонимом Асия Несоевая. «Тогда я впервые в жизни лицом к лицу столкнулась с человеком, который мастерски умеет конструировать легенды, который уверенно отвечает на любые неудобные вопросы и, не дрогнув мускулом, воспроизводит выдумки. Я поняла и приняла, что такие люди существуют», — говорит журналистка.
При этом Морозова настаивает, что таких людей — меньшинство. Она по-прежнему доверяет близким и друзьям, веря, что они не такие, как Асия Несоевая, Светлана Богачева или Наталья Соловьева: «Но важно понимать, что есть люди, которые осознанно выбирают паразитировать на других и не испытывают на этот счет никаких угрызений совести».
Данный текст не является расследованием редакции «Афиши Daily», и носит исключительно информационный характер. Все факты, имена и события приведенные в тексте являются пересказом подкаста «История обмана».
* Instagram принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность в стране запрещена.
** Илья Варламов внесен Минюстом в реестр иноагентов.
