Умение читать является одним из основных навыков, необходимых для успешного усвоения ребенком знаний об окружающем мире. Формирование предпосылок к освоению этого навыка начинается еще до школы, а в полной мере он развивается в школьные годы. При наличии нейромоторной недостаточности у ребенка нередко возникают проблемы с усвоением и реализацией некоторых двигательных, зрительных и слуховых функций, в результате чего у него может развиться такое нарушение навыков чтения, как дислексия1.
Что такое дислексия
Дислексия — специфическое нарушение процесса чтения при полностью сохранном интеллекте, которое проявляется в стойких повторяющихся ошибках и чаще всего выявляется в раннем школьном возрасте. Дети с дислексией медленно читают, испытывают проблемы с распознаванием похожих букв, пропускают и переставляют буквы при чтении, с трудом запоминают новые слова2.
Согласно данным медицинской статистики, дислексия встречается у 5–10% детей младшего школьного возраста, в 4 раза чаще диагностируется у мальчиков1,3.
Формы и симптомы дислексии
В зависимости от причины и типа нарушений навыков чтения и письма выделяют пять форм дислексии: фонематическую, аграмматическую, семантическую, оптическую и мнестическую2.
Фонематическая форма
Фонематическая дислексия развивается вследствие неправильного формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза — способности различать и распознавать фонемы (минимальные единицы языка) в речи. В логопедической практике встречаются два подвида этого нарушения2:
- Дислекси я, вызванная расстройством фонематического восприятия. Эта форма дислексии проявляется в заменах фонетически похожих букв при чтении и трудностях запоминания букв, которые обозначают близкие по звучанию звуки. Ребенок с этой формой нарушения чаще всего путает звуки, которые отличаются одним смыслоразличительным признаком, например, б–п, ц–ст, с–ш, ж–ш, ч–щ.
- Дислексия, связанная с недоразвитием фонематического анализа и синтеза. Эта форма расстройства проявляется в специфических ошибках при чтении, в том числе в чтении по буквам. Наиболее частыми нарушениями выступают изменения звуко — слоговой структуры: пропуски согласных при их стечении (скамейка — камека, слезть — леть), вставки лишних гласных между согласными (таскали — тасакали), перестановки звуков (арбуз — рабуз), пропуски слогов и букв в слове.
Аграмматическая форма
Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах (нарушениях грамматической структуры) при чтении, расстройствами согласования и управления. В процессе чтения ребенок с этой формой дислексии неправильно произносит падежные окончания, приставки, суффиксы, изменяет грамматические формы слов. Неточность представлений о связях слов в предложении приводит к тому, что ребенок, читая по догадке, искажает морфологическую структуру слов и структуру предложения2.
Семантическая форма
Семантическая дислексия проявляется в непонимании читаемого при технически правильном чтении. Считается, что такое нарушение вызвано недоразвитием звукослогового синтеза. При семантической дислексии ребенок читает механически, воспринимает предложение как сумму отдельных слов, не улавливает связи между ними, не понимает смысл прочитанного или понимает его неверно2.
Оптическая форма
Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. Чаще всего дети плохо дифференцируют две группы графически сходных символов: буквы, которые отличаются лишь одним элементом (в–з, д–л, ь–ъ), и буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (т–г, р–ь, х–к, п–н–и). При этой форме дислексии нередко встречается зеркальное чтение.
Мнестическая форма
Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребенок не может запомнить, какая буква соответствует тому или иному звуку, поэтому заменяет одни буквы другими. Как правило, трудности возникают у детей уже на начальном этапе овладения чтением2.
Формы и признаки дислексии у взрослых
Во взрослом возрасте дислексия сохраняется, если нарушение не было скорректировано в детстве (первичная дислексия), либо возникает на фоне патологий головного мозга (вторичная дислексия).
Исследования показывают, что при отсутствии коррекции расстройства чтения не исчезают самостоятельно, а, как правило, в той или иной мере сохраняются на всю жизнь4. Мозг взрослого человека приспосабливается и вырабатывает обходные стратегии: усиливается роль контекста и смыслового додумывания, используется зрительная память на целые слова, формируется опора на слуховое восприятие. Тем не менее люди с дислексией медленно читают, быстрее утомляются при работе с текстами, чаще допускают орфографические ошибки даже при хорошем уровне грамотности, сложно запоминают имена, новые термины и иностранные слова.
Вторичная дислексия у взрослых может возникать вследствие черепно-мозговых травм, инсульта, опухолей головного мозга. Так, дислексия и афазия (нарушение функции речи) наблюдаются у пациентов с инсультом левого полушария. У таких людей помимо дислексии могут отмечаться тревожные и депрессивные расстройства, проблемы с координацией движений. При новообразованиях головного мозга явления дислексии часто сочетаются с головными болями, головокружением, потерей памяти, зрения, нарушениями речи.

Причины возникновения дислексии
Точные причины развития дислексии до конца не установлены. Считается, что в основе расстройства лежит совокупность факторов, среди которых особую роль играют3:
- Нейробиологические нарушения. Исследования, проведенные с помощью аппаратных методов визуализации (МРТ, ПЭТ), показали, что у людей с дислексией наблюдается функциональная незрелость средней височной извилины. Основной функцией этой структуры ЦНС является акустическое восприятие. При локальной незрелости височной доли нарушается работа нейронов головного мозга, что может приводить к расстройству чтения.
- Наследственная предрасположенность. Ряд специалистов считают, что генетические факторы играют наиболее значительную роль в развитии речевых нарушений и расстройств чтения. Доказательства наследственной природы дислексии были получены в близнецовых исследованиях. Например, было установлено, что у однояйцевых близнецов частота встречаемости нарушений чтения значительно выше, чем у разнояйцевых (73 и 47% соответственно).
- Внутриутробные инфекции. Показано, что инфекционно-воспалительные заболевания в период внутриутробного развития вносят существенный вклад в возникновение неврологических и психических расстройств у детей, в том числе дислексии. Наиболее опасным периодом считается первый триместр беременности (до 12 недель), когда формируется нервная трубка плода. Если в этот период женщина переносит инфекционное заболевание (краснуху, цитомегаловирусную инфекцию, ветряную оспу, инфекцию Коксаки и другие заболевания), риск развития неврологических расстройств у ребенка повышается.
- Социальные и средовые факторы. На развитие ребенка огромное влияние оказывает окружающая его среда и в первую очередь отношения в семье. Показано, что риск формирования дислексии возрастает при дефиците речевого общения, неблагоприятном речевом окружении, педагогической запущенности, конфликтах и холодных отношениях в семье.
Диагностика дислексии
В современной клинической практике для диагностики и коррекции дислексии применяется комплексный нейрофизиологический подход. К методам диагностики дислексии относятся1,3:
- экспериментально-психологическое исследование;
- патопсихологическая диагностика (исследование памяти, внимания, мышления, речи, эмоциональной и волевой сферы);
- нейропсихологическое исследование (оценка высших психических функций).
Экспериментально-психологическая диагностика дислексии состоит в оценке когнитивных функций, практических навыков и восприятия, уровня активности, критичности, особенностей эмоционального статуса, анализе взаимоотношений в семье1,3.
Патопсихологическая и нейропсихологическая диагностика нарушений речи включают широкий спектр исследований, в том числе исследования зрительного, зрительно-пространственного, акустического и тактильного восприятия, слухо-моторной координации, оценку автоматизированной речи, понимания логико-грамматических конструкций, выполнение проб на запоминание определенных групп слов, рассказа и зрительных стимулов, исследования чтения, письма и счета, решение задач, аналогий, понимание пословиц и метафор1,3.
Комплексное нейропсихологическое обследование помогает определить присущую ребенку форму дислексии и выбрать направления коррекционной работы.
Методы коррекции дислексии
Коррекцию дислексии рекомендуется начинать как можно раньше. Лечение расстройства чтения комплексное и проводится под контролем нескольких специалистов: невролога, логопеда, психолога или нейропсихолога. Программа коррекции составляется индивидуально в зависимости от формы дислексии, выраженности нарушений, наличия других расстройств и может включать1:
- двигательные упражнения (работа с глазодвигательным аппаратом, мелкой моторикой);
- реципрокные (перекрестные) упражнения на улучшение межполушарного взаимодействия;
- упражнения, направленные на работу с выявленными нарушениями высших психических функций;
- упражнения на автоматизацию процесса чтения;
- зрительные диктанты для формирования навыка беглого чтения и орфографической зоркости, развития внимания, зрительной и оперативной памяти.

Отдельно следует отметить упражнения, применяемые специалистами в коррекции дислексии у младших школьников.
Так, дефектолог-логопед Центра развития речи (г. Баку) Э. Р. Казымова указывает, что «достаточно эффективными себя показывают упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, обеспечивающие согласованную работу правого и левого полушарий мозга»1,5.
Для коррекции дислексии у детей могут применяться следующие упражнения5:
- «Волшебный диктант». В таком диктанте записываются только «проблемные» буквы, а все остальные символы обозначаются точками. Упражнение направлено на устранение ошибок при смешении букв по зрительному признаку, например, Петя — П*т*.
- «Волшебный мешочек». Ребенку предлагается без зрительного контроля ощупывать буквы, сделанные из различных материалов и называть их.
- «Арабское письмо». Упражнение позволяет избавиться от пропуска букв и недописывания слов. Специалист диктует слова, а ребенок записывает их справа налево, например, «мальчик ест кашу» — «ушак тсе кичьлам».
- «Письмо по-древнерусски». Упражнение помогает научиться читать и писать, не пропуская буквы в слове. Логопед диктует слова, которые ребенок записывает только согласными буквами, обозначая гласные точками, например, «девочка ест кашу» — «д *в*чк* *ст к*ш*».
Важно отметить, что стойкого положительного результата можно добиться только с помощью комплексного подхода, поскольку функциональная целостность когнитивных процессов мозга играет ведущую роль для чтения. Регулярные тренировки и выполнение специально разработанных заданий под контролем специалистов помогают сформировать навыки грамотной устной и письменной речи.
Источники:
- Бахшиян И. Ю. Нейропсихологический подход к преодолению дислексии у младших школьников. Universum: психология и образование: электронный научный журнал. 2024; 7(121): 4–9.
- Нагапетян Р. С. Дислексии у детей младшего школьного возраста. Преподаватель XXI век. Дефектология. 2012; (1): 153–157.
- Дислексия — симптомы и лечение // Про болезни URL: https://probolezny.ru/disleksiya/ (дата обращения: 30.10.2025).
- Shaywitz S. E., Fletcher J. M., Holahan J. M., Shneider A. E., Marchione K. E., Stuebing K. K., Francis D. J., Pugh K. R., Shaywitz B. A. Persistence of dyslexia: the Connecticut Longitudinal Study at adolescence. Pediatrics. 1999 Dec; 104(6): 1351-9. DOI: 10.1542/peds.104.6.1351. PMID: 10585988. (дата обращения: 27.10.2025) .
- НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ // Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. URL: https://old.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2020/10/19/168.pdf (дата обращения: 30.10.2025).
