Мемология

По «Аватару» не делают мемы — и что, у него нет культурного влияния? Разбираемся в вопросе

С выходом третьего «Аватара» в мировой прокат снова разгорелась дискуссия: франшиза Джеймса Кэмерона про планету Пандора — жанровый аттракцион или настоящее кино, и если это подлинное искусство, то почему у нее нет культурного влияния? Василий Говердовский в своей колонке ставит точку в этих спорах.

Поздравляю нас всех, снова настала эта волшебная пора! И нет, я не про Новый год или Рождество — просто в мировой прокат вышел «Аватар: Пламя и пепел». А значит, пришло время удушающих обсуждений, есть ли у научно-фантастической саги Джеймса Кэмерона про синих кошколюдей культурное влияние.

Почему мы вновь и вновь возвращаемся к этому вопросу? В 2014 году киножурналист Скотт Мендельсон породил дискуссию, написав колонку с названием: «Пять лет назад „Аватар“ заработал 2,7 миллиарда, но не оставил следа в поп-культуре». И хотя Мендельсон в своем тексте называет первую часть «отменным фантастическим фильмом», тейк из заголовка взяли на вооружение хейтеры франшизы, использующие его в качестве оскорбления. Видите ли, у «Аватара» нет культурного влияния, потому что все три фильма — чепуха на синем масле. Дело закрыто.

Однако дискуссия продолжает жить, ведь, как гласит древняя мудрость, нельзя ставить против Джеймса Кэмерона. Многие ожидали от сиквела с подзаголовком «Путь воды» провала. Да кому нужны эти фильмы, утверждали хейтеры! Однако вторая часть создала в их сознании когнитивный диссонанс размером с планету Пандора, заработав в кинотеатрах больше двух миллиардов долларов — все еще рекордная сумма для постковидного проката. Теперь все, что остается ненавистникам фильмов, — убеждать себя в отсутствии культурного влияния «Аватаров» как главном аргументе их художественной несостоятельности.

Кадр из фильма «Аватар: Путь воды»

Послушайте, я не собираюсь переубеждать людей, которым не нравится «Аватар». Право ваше. Заряд моего сарказма направлен исключительно в сторону нарциссического убеждения, что наличие или отсутствие культурного влияния кэмероновской франшизы как-то связано с персональным отношением говорящего к фильмам. Такая позиция уводит нас прочь от действительно интересной дискуссии о жизни популярного кино вне залов кинотеатров и стриминговых площадок. Ведь, на мой взгляд, ситуация с «Аватаром» раскрывает несколько любопытных деталей насчет состояния современной культуры.

Как это часто происходит с дискуссиями в интернете, спор вокруг культурного влияния «Аватара» производит странное впечатление, потому что люди вкладывают в понятие удобные для себя значения. Культура вообще штука неоднородная, из-за чего отдельные художественные произведения могут внести свой вклад в нее самыми непредсказуемыми способами. Мой любимый и не слишком известный факт: Томми Вайсо написал сценарий к легенде плохого кино «Комната» под огромным впечатлением от «Талантливого мистера Рипли». Подумайте только: если бы Энтони Мингелла не взялся за экранизацию романа Патриции Хайсмит, то у нас не было бы мема «Oh, hi Mark».

Кадр из фильма «Аватар»

В плане такого неочевидного культурного влияния «Аватару» есть чем похвастаться. К примеру, грандиозный успех фильма в Китае послужил важным кирпичиком в развитии кинотеатрального бизнеса страны. А технические инновации «Аватара» повлияли и будут влиять на кино. Из-за сравнительной невидимости закулисной стороны к визуальным эффектам Кэмерона принято относиться пренебрежительно: мол, ну да, картинка красивая — и что дальше? Однако важно помнить, что кино — искусство технологическое. Без появления ручных камер не было бы никакой французской «новой волны», без компьютерной графики — «Властелина Колец» и Pixar. Поэтому можно только догадываться, как без «Аватара» выглядели бы, скажем, супергеройские блокбастеры. 

Хорошо, ответит скептик, а как насчет более очевидного для неискушенного зрителя примера художественного влияния «Аватара»? Вот Marvel создал моду на киновселенные и самоироничную интонацию в блокбастерах. Иными словами, где подражатели «Аватара»?

Для хейтера ответ очевиден: их и быть не может, потому что Кэмерон снял фильмы с пустыми и примитивными историями, которым нечего предложить ни искусству, ни поп-культуре. И хотя я бы скорее назвал «Аватары» внятными и доступными — прекрасные качества для популярного кино! — крупица истины в этих злых словах есть, потому что франшиза Кэмерона и впрямь не производит инноваций в области сторителлинга. Другое дело, что это и не задумывалось их главной фишкой. В чем же тогда она заключается?

Кадр из фильма «Аватар: Пламя и пепел»

Чтобы ответить на этот вопрос, придется сформулировать, чего именно добивается Кэмерон на протяжении всей своей карьеры. Уже на первых ее этапах режиссер «Терминатора» был охвачен идеей погружения зрителя в экранные миры. Из-за этого он уделял такое большое внимание ворлдбилдингу в «Чужих», и поэтому воссоздал «Титаник». «Аватары» с их стереоскопическим изображением, передовыми эффектами и 400-страничной энциклопедией вымышленной планеты Пандоры — апогей творческой миссии режиссера. Если вас когда-нибудь спросят: «Да что такого в этих „Аватарах“?» — смело отвечайте: опыт соприкосновения с уникальной кинематографической средой. 

В монументальности кэмероновской саги и заключается трудность с потенциальными клонами. Построить с нуля убедительную со всех сторон фантастическую киновселенную — гераклов подвиг, требующий огромного количества труда, времени и денег. Спросите Зака Снайдера с его сгоревшей при входе в атмосферу Netflix «Мятежной Луной»

Даже сам Кэмерон сомневается, сможет ли третья часть собрать достаточно денег, чтобы оправдать съемки четвертого и пятого фильмов. Единственный полноценный подражатель «Аватара» — диснеевский «Джон Картер», экранизация романа «Принцесса Марса» Эдгара Райса Берроуза, который, в свою очередь, был одним из источников вдохновения для Кэмерона, — провалился с таким треском, что в «мышиной корпорации» решили: проще купить студию 20th Century Fox вместе с правами на Пандору и ее обитателями. Так что дефицит клонов «Аватара» выглядит вовсе не упреком Кэмерону, а аргументом в пользу особенного культурного положения его творения.

Кадр из фильма «Аватар: Путь воды»

Впрочем, для многих «аватаро»-скептиков в разговоре о культурном влиянии на первом месте стоит критерий видимости в интернете: мемы, обсуждения в соцсетях и другой фандомный движ. Где это все?

Недавно и я был уверен, что у «Аватара» нет реального фандома. Однако всего пара лайков твитам про «Аватар» — и моя алгоритмическая лента твиттера покрасилась в фирменную кэмероновскую синеву. Оказалось, что у франшизы есть и активные поклонники в сети, и даже мемы. Перед выходом третьей части к обсуждениям подключился и киношный сегмент твиттера, хотя тут нужно сделать важную оговорку, что эти люди привлечены не столько вселенной, сколько брендом самого Кэмерона.

И все же, несмотря на миллиардные сборы, вездесущность «Аватара» в интернете меньше в сравнении с другими мощными франшизами. Почему? К разочарованию хейтеров, ответы связаны не столько с качеством фильмов, сколько с изменившимся культурным ландшафтом.

Одна из причин лежит на поверхности: у кэмероновской франшизы в загашнике всего три фильма, две не самые удачные видеоигры и кое-какие комиксы, в то время как за плечами «Звездных войн» и Marvel — десятилетия самого разного контента. До того как MCU превратилась в монокультуру, компания многие годы обрабатывала аудиторию со всех сторон. Мое детское увлечение мультсериалами о Человеке-пауке и Людях Икс подготовило меня сначала к фильмам, а затем и комиксам, познакомившим с другими супергероями вселенной. К выходу «Железного человека» в 2008-м я уже плотно сидел на крючке.

Кадр из фильма «Аватар»

Кэмерон же построил «Аватары» с нуля, и потому по духу они ближе к «Звездным войнам» лукасовской эпохи — это глубоко авторские блокбастеры по оригинальной идее. Однако звездолет Лукаса приземлился в 1977 году на незанятую поляну: тогда жанр спецэффектной фантастики для всех возрастов был задушен руками бунтарского Нового Голливуда. Сегодня же рынок перегрет от предложения. И чтобы растолкать конкурентов в фандомной зоне, надо либо ставить франшизу на конвейер, либо привлекать к созданию фильмов опытных маркетологов, хорошо понимающих специфику интернета и гик-сообществ. То есть все то, чего Джеймс Кэмерон делать не хочет.

Лукас создавал свою фантастическую сагу с прицелом на мерчендайз: световые мечи, маски Дарта Вейдера и прочие игрушки. Кэмерону это не нужно. В недавнем материале издания The Ringer он рассказывает, как во время создания первого «Аватара» руководитель по маркетингу советовал режиссеру сделать героем «молодого, амбициозного мужчину с фирменным оружием», в ответ на что Железный Джим указал ему на дверь. Подозреваю, когда разговор зашел о продвижении фильма в тиктоке, в ход и вовсе пошло рукоприкладство. 

Вы можете скептически относиться к кэмероновской саге о трехметровых смурфах, но для ее создателя все серьезно — особенно когда дело доходит до экологического и антиколониального пафоса «Аватаров». Другая реплика Кэмерона из того же материала: «Я не хочу, чтобы [фильмы] были поп-культурой. Я хочу, что они были чем-то более глубоким».

Кадр из фильма «Аватар: Путь воды»

Есть и правда что-то очень грустное в том, что некоторые люди подходят к оценке художественных произведений с позиции маркетологов. Разве этого мы теперь все хотим от фильмов? Новых мемов и бесконечного фан-сервиса?

В одном из эпизодов великого документального сериала «Полезные советы от Джона Уилсона» его создатель, которого зовут, вы угадали, Джон Уилсон, задается вопросом: как правильно видеть сны? Личная одиссея приводит его на собрание фанатов «Аватара». Поначалу оно, как и любое подобное сборище, производит глупое впечатление: взрослые с виду люди разговаривают на выдуманном языке, обсуждают убедительность поцелуев кошколюдей из фильма и поглощают исключительно синюю еду. Однако затем приходит время делиться тем, как «Аватар» повлиял на их жизнь, — и тут любые шутки застревают в горле. 

Все говорящие явно страдают от серьезных форм депрессии и признаются, что кэмероновский эскапизм предлагает им утешение. Девушка с повреждением мозга резко отбривает предположение, что «Аватар» дискриминирует людей с инвалидностью, — на месте героя фильма она тоже с огромным удовольствием сменила бы тело. Один из мужчин, еле сдерживая слезы, признается, что задумывался о суициде, однако увлечение фильмом привело его к поддержке среди других фанатов. В заключение разговора об эскапизме «Аватара» он произносит: «В конечном итоге это происходит из желания лучшей жизни. Но именно благодаря этому желанию мы можем сделать мир лучше».

Кадр из фильма «Аватар»

Когда я слушал истории этих людей, то думал: даже если у «Аватара» в действительности нет никакого реального культурного влияния, то, может, и черт с ним? Ведь дотянуться до человеческих сердец, даже до одного из тысячи, пусть и потратив при этом сотни миллионов долларов, дать людям небольшое утешение, подарить друзей и надежду — все это в сто раз важнее мемов в любом объеме и количестве.

Кстати, про мемы. Когда я уже заканчивал работу над этим текстом, Скотт Мендельсон, зачинщик злосчастной дискуссии про культурное влияние, репостнул в твиттере мем с «Аватаром», признав, что в последние несколько лет все изменилось. Он пишет: «„Аватар“ действительно стал частью поп-культурного дискурса даже среди тех, кто хронически онлайн. Все кончено. Теперь вы можете идти домой».

Никогда не ставьте против Джеймса Кэмерона. Дело закрыто.

«Аватар: Пламя и пепел» не выйдет в официальный российский прокат, так как студия Disney ушла из России. Однако его можно будет увидеть в параллельном прокате — скорее всего, с 8 января 2026 года, так как новогодние праздники будут заняты отечественными киносказками.  

Аватар: Пламя и пепел
Боевик / США, 2025
Расскажите друзьям