Что такое «Роблокс» и почему его заблокировали
3 декабря у россиян появились проблемы с доступом к американской онлайн-игре «Роблокс». Через несколько часов стало известно, что к ней ограничил доступ Роскомнадзор. Причина — распространение материалов, пропагандирующих экстремизм, терроризм и насилие, и информации, связанной с ЛГБТ*. Кроме того, ведомство фиксировало в игре случаи домогательств, вымогательства интимных изображений и склонения детей к противоправным действиям сексуального характера.
В ответ на блокировку в РФ «Роблокс» заявил, что уважает законы стран, в которых работает, глубоко привержен вопросам безопасности и располагает мерами по блокировке вредоносного контента. Юристы считают, что решение РКН может быть обжаловано в суде «если компания изменит свою политику и начнет выполнять предписания ведомства».
Тема защиты детей от «вредных» игр давно появилась на повестке чиновников. Еще в 2009 году Генпрокуратура заявляла о «разрушительном влиянии» видеоигр на психику молодежи, а депутаты вносили предложения установить контроль над их содержанием. В 2010 году депутаты требовали проверить на пропаганду экстремизма популярную Call of Duty: Modern Warfare 2. Тогда эти обвинения оставались на уровне заявлений, но за 15 лет риторика изменилась. В декабре 2024 года в Госдуму внесли законопроект, предлагающий ввести обязательную идентификацию игроков через «Госуслуги». В январе 2025-го спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что в парламенте хотят защитить несовершеннолетних от агрессии в играх, одновременно пообещав, что речь о полном их запрете не идет.
Кроме того, власти в 2020-х годах увидели в гейм-отрасли мощный экономический и идеологический ресурс. Сегодня государство поддерживает отечественный геймдев, используя его как инструмент мягкой силы на международной арене и для идеологического воспитания молодежи внутри страны.
Беспокойство по поводу безопасности детей в «Роблоксе» распространено не только в России, но и в других странах. К примеру, в Ираке и Турции игру уже запретили. На фоне обсуждений австралийская журналистка Сара Мартин решила поиграть в «Роблокс» неделю под профилем восьмилетнего ребенка. За это время ее персонаж столкнулся с виртуальным сексуальным насилием и кибербуллингом: например, другой аватар садился ей на лицо и имитировал половой акт, несмотря на просьбы остановиться, а однажды ее избивала группа игроков.
В этом году в ответ на давление властей компания начала постепенно внедрять систему верификации возраста по фотографии лица. По задумке, прошедших проверку пользователей должны распределять по группам — так, чтобы они общались только с близкими по возрасту людьми. С 1 января 2026 года практика станет обязательной для всех игроков.








«Роблокс» — это платформа для огромного количества игр разных жанров: от симуляторов до хорроров. Система также позволяет самостоятельно создавать игры.
Для российских детей «Роблокс» стал важной частью жизни: они создают о нем мемы и песни, сами снимают летсплеи и смотрят блогеров, посвятивших свои каналы исключительно этой платформе. По словам игрового эксперта Дениса Варкова, главная заслуга платформы в том, что она стимулирует пользователей самих развлекать себя: создавать малые и большие игры, зарабатывать внутри «Роблокса», придумывать новые способы социального взаимодействия и переносить реалии мира в виртуальный.

«„Роблокс“ — это не просто игра, это метавселенная, в которой дети способны создавать собственные интерактивные миры (или играть в чужие) и различные площадки для общения. Освоить Roblox проще, чем Minecraft, к тому же в нем существуют тысячи различных игр (включая клоны „больших“ игр вроде Sims или GTA). При желании можно не создавать свое, а пробовать бесплатно доступное чужое — в том числе различные образовательные и интерактивные проекты знакомых даже детям брендов (в Roblox, например, проходили модные показы Gucci и концерты рэп-исполнителей).
Игра доступна на всех платформах и позволяет не только играть, но и общаться с людьми из самых разных стран. В этом кроется главная опасность „Роблокса“. Поскольку в нем низкий порог вхождения, дети могут пострадать от общения с мошенниками и харассерами. Кроме того, не все игры внутри „Роблокса“ действительно рекомендованы детям — поскольку это песочница, в ней хватает созданного пользователями контента с насилием. И все это плохо модерируется. Даже родительский контроль слабо помогает.
К тому же не все доступны в России. Это может привести к появлению дешевых аналогов Roblox, где будет множество мошенников. А следовательно, и новые угрозы для детей и подростков».
Как на блокировку «Роблокса» реагируют дети и почему их чувства нельзя обесценивать
Для многих российских детей блокировка «Роблокса» стала шоком. Соцсети заполнились видео, на которых школьники плакали из-за этой новости, а взрослые рассказывали, что у их детей, младших братьев или сестер случались настоящие истерики. При этом юмористический контент тоже появился: например, ИИ-ролики с детскими митингами против блокировки игры и шутки о срочном переезде из России. В качестве альтернативы «Роблоксу» комментаторы предлагали игрокам переходить в Minecraft.
«Очень жалко, мне 25 лет, а моему сыну 4 года. Мы с ним вдвоем играли в „Роблокс“, очень классная игра была. Иногда я готовила, убиралась, а сын играл и не мешал. Мне очень жалко».
«Очень жалко своего брата. Он аж ревел».
«Это просто сбой... Просто сбой...»
«Мои кровные деньги, мои драгоценные часы и огромную кучу веселых и радостных моментов с друзьями, миллиарды знакомств просто заблокировали».
«У нас в школе были поминки в честь „Роблокса“».
«Я потерял смысл телефона».
«Дети без „Роблокса“ хуже, чем дети с „Роблоксом“».
«Мне пришлось сказать, что там неполадки и все скоро починят, чтобы не пришлось обижать младшую сестру».
Подростки жалели блогеров, на основной доход которых влияли летсплеи по «Роблоксу», а также тех игроков, кто задонатил туда тысячи рублей. Платформа функционирует бесплатно, но предлагает пользователям покупать робуксы — внутриигровую валюту, за которую можно приобретать скины, способности, доступ к эксклюзивному контенту, возможность создавать игры и не только.
Энтузиасты даже создали петицию на сайте Change.org с требованием разблокировать «Роблокс». «Миллионы пользователей по всему миру используют его для обучения, создания собственных проектов и развития цифровых компетенций. <…> Подпишите эту петицию, чтобы помочь нам привести российский имидж в цифровом мире к прогрессивному и открытому будущему, основанному на доверии и ответственном партнерстве», — написали создатели. На момент 5 декабря, 12.13, обращение уже подписали 6984 человека.
За подростков вступился вице-спикер Госдумы Владислав Даванков. Он опубликовал в телеграме пост с заголовком «Блокировка „Роблокса“ — это перебор». Политик подчеркнул, что решение приняли без должных процедур — суда и публичных обсуждений, а его сын, играя в эту игру, никогда не сталкивался с противозаконным контентом. «В школе я, как и множество моих ровесников, играл в Counter-Strike. И никто из нас не стал террористом. Так же, как игроки в Mortal Kombat не бьют людей на улицах, а все, кто играет в GTA, не угоняют потом машины», — написал депутат. В конце Даванков отметил, что властям вместо запретов стоит поддержать российских разработчиков.

«Родителям часто кажется, что сидение ребенка в телефоне — просто зависимость, что это не важно и даже вредно. Но для подростка игра — это целый мир, где он развивается, создает что-то свое, получает уровни, собирает артефакты, общается с друзьями. И когда доступ к этому миру блокируется, исчезает целая часть его жизни.
Взрослым трудно понять масштаб этого переживания, потому что эмоции невозможно измерить линейкой или сравнить между собой. У каждого своя шкала боли и значимости, и для подростка в его системе координат это может быть событие уровня „очень важно“. Именно поэтому мы сейчас видим в тиктоке, как подростки плачут и горюют.
Если родителю трудно понять интенсивность чувств, можно попробовать побыть детективом и понять, что именно давала ребенку игра. Часто это не просто проведенное в гаджете время, а много ценного: общение, радость от победы, принятие в сообществе. Иногда в обычной жизни ребенку непросто — с учебой, коллективом, уверенностью. И тогда игра становится местом, где он чувствует себя успешным и способным.
Именно поэтому фразы взрослых „Да это ерунда“ или „Наконец-то ты перестанешь играть“ воспринимаются болезненно. Когда мы обесцениваем переживание, мы обрываем контакт с ребенком. Можно и не соглашаться, что игра настолько важная, но надо признавать чувства подростка и уважать их. В этом и заключается поддержка: мы не обязаны разделять эмоции, но обязаны уважать наличие этих эмоций, если хотим сохранять близость.
Можно обсудить, что именно потерял ребенок и что можно восстановить: альтернативные игры, другой досуг, который даст почувствовать себя успешным и замеченным. Показать, что вы на его стороне, даже если вам трудно понять грусть из-за блокировки „Роблокса“.
У подростков эмоции часто бывают очень интенсивными. Это связано с тем, как развивается их мозг. Восприятие может быть черно-белым: плохо — значит трагедия, хорошо — полный восторг. Скидка на возраст помогает оставаться устойчивым даже в эмоциональной буре. Можно вспомнить себя в подростковом возрасте. Какие слова взрослых вам были нужны, когда вы что-то теряли? Это часто помогает найти правильный тон и язык поддержки».
* Верховный суд России признал международное общественное движение ЛГБТ экстремистской организацией и запретил его в РФ.


