Pantone объявил цвет 2026 года
Лили Аллен выпустит новый альбом на USB-накопителях в форме анальных пробок
7 декабря вход в Эрмитаж будет бесплатным
Трансляцию стримерской премии SLAY посмотрели более 750 тыс. зрителей
Евгений Цыганов выступит в центре «Зотов» с музыкальной группой «Ме4та»
В России заблокировали Snapchat
Google назвал главные темы года. В топе фильмов ― «Анора», в топе актеров ― Майки Мэдисон
Гэбриел Бассо в тизере третьего сезона «Ночного агента»
«Википедия» представила список самых посещаемых страниц 2025 года
Комедийный сериал Глена Пауэлла «Чад Пауэрс» продлили на второй сезон
В 15 городах России пройдет эксклюзивный предпоказ «Чебурашки-2»
Россияне назвали главные песни и книги поколения
В Новой Зеландии поймали тюленя, который зашел в крафтовый пивной бар
77-летняя Ольга Ивановна признана «Легендой Twitch» на стримерской премии SLAY
В Подмосковье приняли закон о профилактике абортов
Краков признан самым чистым городом мира
Звезда «Долгой прогулки» Чарли Пламмер сыграет с Анджелиной Джоли в триллере «Sunny»
Сериал «Химкинские ведьмы» продлили на второй сезон
Врача, поставлявшего Мэттью Перри кетамин, приговорили к 2,5 года тюрьмы
В Казани Исус Христос получил два года условно за фиктивную регистрацию иностранцев в квартире
В России запустили биржевые торги по правилам шариата
РКН ограничил работу сервиса FaceTime
Meta* переманила дизайнера Apple
Джош Хатчерсон ответил на критику Тарантино в адрес «Голодных игр»
В Москве обновили семь домов с аттиками
Создатели сериала «Переходный возраст» заявили, что второго сезона не будет
Глава HBO Max высоко оценила сериал по «Гарри Поттеру»
Скарлетт Йоханссон может присоединиться к сиквелу «Бэтмена»

Повлиял ли грязный воздух времен индустриальной революции на творчество Моне? Ученые считают, что да

Christie's/YouTube

Группа ученых под руководством профессора Гарвадского университета Питера Хайберса изучила методы художников-импрессионистов и их связь с тем, какой была экология в последние десятилетия первой промышленной революции. О сюжете рассказывает журнал Смитсоновского института.

Хайберс и компания решили установить, является ли отсутствие контраста и четких линий на полотнах Клода Моне и Уилльяма Тернера исключительной особенностью их подхода к живописи, либо оно все же отражает тогдашнее состояние атмосферы.

Она в тот момент переживала колоссальный рост загрязнения из‑за, например, использования древесного угля в качестве топлива для парового двигателя — одного из главных изобретений Великобритании эпохи индустриального перехода. Сжигание угля — один из основных источников выбросов диоксида серы.

Немецкий писатель Георг Верт, которого Фридрих Энгельс называл «первым и самым значительным поэтом немецкого пролетариата», о жизни в британском Лидсе отзывался так: «Ты кашляешь от пыли и вони, будто одним махом проглотил фунт кайенского перца».

Ученые проанализировали контрастность 38 полотен Моне и 60 — Тернера. На них были изображены здания британского парламента, мосты Ватерлоо (знаменитая серия конца XIX — начала XX века) и Чаринг-Кросс.

Затем исследователи сделали снимки тех же достопримечательностей в чистом и загрязненном воздухе, а после этого разработали, как они ее называют, «метрику для сопоставления контрастности».

Фотографии стали эталоном в процессе сравнения: их сверяли с тем, что изображено на импрессионистских холстах. «Более туманные контуры и более блеклая цветовая палитра — отличительные черты работ импрессионистов. При этом они же — признаки грязного воздуха», — пишет научный журналист Бас ден Хонд.

Ученые утверждают: «Результаты исследования показывают, что картины Моне и Тернера отчасти передают те перемены, которые окружающая среда претерпевала в ходе индустриальной революции».

Хайберс в интервью The Washington Post заявил: «Импрессионистов часто противопоставляют реалистам, но наши результаты демонстрируют, что работы Тернера и Моне все же отражают определенную реальность. В частности, Тернер и Моне, кажется, реалистично показали, как солнечный свет просачивается сквозь дым и облака».

Некоторые сочли такой довод упрощением. Арт-критик, пулитцеровский лауреат Себастьян Сми в том же WSJ пишет: «Связь есть, она верна. Но при этом полагать, что рост радикальности методов Тернера и Моне, их стремление выбросить за борт старые художественные приемы, четкие линии — это результат увеличения выбросов серы, значит, путать их выбор как художников с окружавшими их обстоятельствами».

Он добавляет: «Моне не был машиной для фиксации окружающего мира. Он был происходящим из очень старой традиции художником».

Исследователи отчасти согласны: загрязнение воздуха может объяснить только часть различий в контрасте. Одна из соавторов работы Анна Леа Олбрайт заявила: «Я не хочу лезть не в свое дело. Не стану говорить, что мы можем объяснить весь импрессионизм».

Расскажите друзьям